«В Архангельске я влюбилась в реку и в доброжелательность людей»

Резиденция Анне Лииз Коган

Анна родилась в эстонском городе Тарту и училась в академиях искусств родного города и норвежского Бергена. Девушка получила степень магистра «Art in the public realm» в Академии искусств Стокгольма («Konstfack»).Мы не могли не встретиться с художницей во время резиденции в Архангельске, чтобы поговорить об её деятельности, вдохновении и, конечно же, о впечатлениях от нашего города.

— Что привело тебя в Архангельск?

— Хороший вопрос! Ну, начнем с того, что я хорошо дружу с Екатериной (Шаровой — ред.), мы познакомились в Осло, вместе там работали. Потом ещё встречались в Киркинесе. По большому счёту, я тут из-за неё, она меня пригласила. Меня всегда привлекал север России, я думаю что у наших культур много общего. Но очень интересно было бы узнать и об отличиях.

— А что вдохновляет тебя на создание новых работ?

— Ох, так сразу и не скажешь. Нет ничего конкретного. В Норвегии я изучала искусство в рамках общественности. Там мы не столько занимались скульптурами или картинами, сколько наблюдением за взаимоотношениями людей в различных контекстах. Изучали, как люди живут, общаются между собой, а потом эти материалы служили основой для наших работ. Мы проделывали кучу исследований, и лично меня очень вдохновляет непосредственно этот процесс поиска, когда надо отыскать много разных деталей, а потом соединить их воедино.

— Есть ли у тебя работа, которой ты гордишься?

— Ты имеешь в виду что-то, что мне нравится больше остального или то, чем можно похвастаться?

— Что-то такое, к созданию чего ты приложила больше всего усилий, и они полностью оправдались.

— Был проект, в рамках которого я тщательно изучала саму себя, своё прошлое и прошлое моей семьи. Было сложно и непривычно, потому что обычно я работаю с чужими людьми. Знакомясь с ними, ты всё равно не принимаешь их истории слишком близко к сердцу — это нормально. Но когда объектом твоего исследования являешься ты сам, всё меняется. Пожалуй, это и было самым сложным, но я горжусь тем, какую работу проделала.

— На твой взгляд, с какими проблемами сталкивается современное искусство?

— По-моему, основной проблемой для современных художников является угнетающая мысль, будто бы всё уже было создано до тебя. Создание чего-то принципиально нового кажется трудной задачей. Но, наверное, это вполне типично для художников всех поколений. Ещё мне кажется, что многим не хватает стартовой площадки. Во многих с детства проявляются способности к творчеству, но часто бывает так, что их негде реализовать. Неприятно, когда на пути к реализации крутого проекта у тебя стоят проблемы с поиском площадки или банальная нехватка денег.

— Чем тебя впечатлил Архангельск?

— Я почти всё детство прожила в России. Эстония — моя родина, и я могу сказать, что эти страны сильно похожи. С тех пор, как Эстония перестала быть частью Советского союза, там многое изменилось. Многое, безусловно, изменилось и в России, но пока трудно с уверенностью сказать, что именно. Не всегда понятно, где она, новая Россия. В Архангельске я влюбилась в реку! А ещё люди, такие доброжелательные и приветливые. Это дико радует.

20 января в здании Выставочного зала Союза художников прошёл перфоманс Анне Лииз — «I am___voices».

Фото Екатерины Кулаковой

Он основан на дневниковых записях прабабушки художницы, где жизнь и выживание в Эстонии времён второй мировой войны описаны поэтично, но просто и трогательно. Интересно, что в рамках перфоманса смешиваются три языка — русский, норвежский и эстонский. То недопонимание, которое возникает из-за трудностей перевода — важный аспект всего действия, одна из самых интересных его частей.