Исследовательский процесс

Екатерина Шарова об Arctic Art Forum — 2017

В 2017 году в Архангельске во второй раз прошёл Arctic Art Forum. Мы поговорили с соорганизатором форума, директором по развитию Arctic Art Institute Екатериной Шаровой.

— Расскажите про итоги форума. Какие решения были приняты?

— Главный итог — встреча как таковая, где на одной площадке встретились норвежские и российские дизайнеры и архитекторы для обмена знаниями и опытом. За этим стоит множество логистических процессов: долгие переговоры, билеты, визы, объяснение как норвежским, так и российским дизайнерам специфики работы коллег. Теперь многие общаются друг с другом, а это и есть развитие среды.

Было важно, чтобы не только норвежцы рассказывали о технологиях, которые в силу целого ряда причин ушли на годы вперед, но и то, что мы обращаем внимание на собственное наследие. Эстетика каждодневного — направление в современной эстетике, которое кажется весьма актуальным и, судя по успеху и отзывам профессиональной среды, это решение было правильным. Выбор площадки рядом с Музеем деревянного зодчества вовсе не был случайным — это не просто музей, это свидетельство того, что живая, органическая архитектура существовала на Севере до индустриализации.

Фото: Кирилл Иодас

На фоне агрессивных строек и шоппинг-центров (товары в которых тоже являются частью материальной культуры) и необходимости новых, человекоориентированных методов работы на фоне экспансии низкокачественной массовой культуры и появилась тема форума.

На форуме мы работали с расширенным понятием культуры. Тема «Медленная культура» отсылает к роли времени в производстве продукта. Если брать наглядный пример: выбор потребителя между игрушкой китайской фабрики с сомнительными, нередко ядовитыми, красителями, или экологически чистым местным продуктом может быть определяющим для самого существования местного производителя. С другой стороны, жизнь в небольшом городе медленнее, чем в мегаполисе, и есть условия для вдумчивой работы, в том числе связанной с исследованиями и культурой.

В марте в Тромсе поедет ответная экспедиция, и мы планируем несколько проектов, но о конкретных договоренностях пока что рано заявлять.

— Плюсы форума непосредственно для Архангельска. Почему важно было провести форум именно у нас в городе?

— Север и в частности Архангельская область — это огромная сокровищница визуальной культуры, архитектуры, поэтического слова. В советские годы это наследие, как и вообще деревня, хранившая это знание, стали исчезать. В разрушением деревни истончился местный (не заимствованный) культурный слой. Во времена диктатуры пролетариата были проведены инновационные процессы, не принимающие во внимание местный контекст, то, что в прошлом году мы назвали «телесным знанием». Когда выпускник столичного вуза самоуверенно начинает предлагать реформы на селе, не спросив тех, кто там жил всю жизнь — последствия могут быть разрушительными. Есть академическое знание, но оно слишком универсально, и для эффективности его применения совершенно необходим диалог с носителями знания места. Про это пишут В. Белов, Ф. Абрамов, В. Шукшин. Само пренебрежительное название этой группы писателей в СССР — «деревенщики» — свидетельствует об отношении к деревне в советское время. Сегодня мы читаем эту историю в логике последних исследований в области эстетического, задаваясь вопросами об устойчивости инноваций и векторах развития Севера в эпоху антропоцена.

Начало индустриальной эпохи связывают с появлением конвейера на заводе Г. Форда. Однако конвейерный способ производства приводит к вызовам перепотребления, к экологическим вызовам. Человек в конвейере становится винтиком — про это, к примеру, говорит Чарли Чаплин в фильме «Новые времена»

В России остро стоят вопросы качества продукции, напрямую связанные со здоровьем потребителя. Важным также кажется поднять вопрос об экологии культуры — то, о чем говорил еще Д. С. Лихачев.

Обращение с городской природой, с культурой, с деревянным архитектурным наследием не является экологичным, и во многом это связано с тем, что в регионе недостаток современных знаний в области эстетики, и тут речь может идти о том, каким образом с этими вызовами начнет работать федеральный вуз и администрации.

— Каковы минусы форума — организационные моменты, технические?

— В день вылета семеро норвежских спикеров в аэропорту Осло внезапно узнали, что авиакомпания Rusline, которая продала им билеты из Осло в Архангельск, уже 20 дней как прекратила свою работу. Покупателей билетов нерадивый перевозчик просто не предупредил. Пришлось в экстренном порядке решать вопросы с альтернативным перелетом. К счастью, Мишель профессионал, все практически успели, хотя вместо запланированной вечерней прогулки по Архангельску и приятного вечера в ресторане им пришлось провести бессонную ночь в Шереметьево. Форум задержался на полчаса, в итоге модераторы выровняли тайминг, хотя участники вообще могли бы не приехать. Надо отдать должное — все выступили отлично, приехав сразу из «Талаг» в Гостиные дворы. Тут надо сказать спасибо Артему Шепелеву, транспортному координатору, сработал на отлично.

Любой форум- это огромная ответственность. Cтрессоустойчивость, дисциплина, умение работать в команде, ориентация на решение — совершенно необходимы для каждого, кто вовлечен в организацию.

В целом — команда, практически дети, студенты, сделали невероятную работу. Отдельные люди просто восхищают. Проектные менеджеры Анастасия Парфеньева, Евгений Сидоров, координатор площадки Данияра Юсупова Влад Дреко, руководитель волонтеров Жанна Терлецкая, и талантливые, работоспособные волонтеры. Особенное спасибо нужно сказать партнерам из «Первой студии» и туркомплексу «Малые Корелы». Удовольствие работать с людьми, которые понимают, о чем идет речь, которые как творчески настроены, так и конструктивны. Ну, и конечно же, самый главный человек, со-куратор Кристина Дрягина, которая работала над выставкой «Дом света» и над множеством процессов, которые не видны посетителю, но это очень большая работа.

После каждого форума нужно восстанавливаться несколько недель, это огромная энергетическая инвестиция. Впрочем, это, конечно же, стоит того.

— Как на ваш взгляд прошла дискуссия? Получился ли диалог между спикерами и гостями, зрителями?

— Да, я считаю, что прошло конструктивно, опять же — из-за отмены рейса дискуссия была более краткой, чем планировалось. Но профессионализм спикеров, модератора Татьяны Лефман, активное участие зала — отличное начало для диалога, который, конечно, можно продолжать и на других площадках.

Фото: Кирилл Иодас

— Понял ли город, зачем нужен форум?

— То, что сейчас происходит в Архангельске, происходило в Воронеже, в Краснодаре, во Владивостоке. На Севере происходит позже, но все в той же логике. Мы живем в постсоветском обществе, пытаясь отойти немного и понять, что произошло за эти сто лет с нами, с семьей, с местом, с которым связаны.

Это долгий исследовательский процесс. Форум — это органическая структура, где прикладные научные и инновационные разработки связываются с широкой публикой. Конечно, важнейшим является живой диалог с публикой. Каждый из жителей — носитель индивидуальной истории, и вместе они складываются в общую полифонию. Из этих голосов и вырастает культура места.

— Готов ли наш народ вести диалог с властью, если это потребуется?

— Что такое «власть»? По Фуко, власть находится везде. Люди, которые работают в администрациях — они разве не народ? Есть те, кто работал в административных структурах пару лет, и ушел. Когда они превращаются из «власти» в «народ»? Кажется немного архаичным как это противопоставление, как и романтическое представление о «народе».

И администрации, и бизнесы, и студенты, и потребители продукта дизайнеров и архитекторов — это граждане, и каждый из них является человеком. В центре нашей работы — человек.

У Тарковского в фильме «Андрей Рублев» есть диалог Феофана Грека и Рублева про «народ». Рублев говорит: «Человеку надо чаще напоминать, что человек он». Кажется, что тут та же самая история. Культура — это общее достояние, вне зависимости от статуса или надписей на визитке.

— Что является итогом для местных дизайнеров, художников, архитекторов после этого форума? Есть ли случаи сотрудничества наших дизайнеров с зарубежными гостями?

— Да, есть несколько начавшихся процессов. Помимо этого, 10 января — срок подачи заявок от российских участников на конкурс предложений, которые могут быть реализованы в Архангельске. Победитель поедет в Тромсе в марте, представить свой проект норвежским коллегам.

Фото: Кирилл Иодас

— Как вы думаете, есть ли смысл вести диалог с властью, когда не выполнены архиважные требования горожан: решение вопросов со сломанными деревянными мостками, сожжёнными деревянными домами в центре города?

— Конечно, решение возможно только при наличии диалога. Нужны площадки для этой коммуникации.

На форуме было сказано: если есть вопросы, можно написать и получить ответ. Администрации обязаны отвечать на письменные заявления.

По поводу требований: чтобы требования выполнять, нужно их четко формулировать.

То, о чем вы говорите, может вполне быть адресовано тем, кто работает с реализацией программы «Комфортная городская среда». У депутата Виктора Зари, который занимается этой программой, есть приемные дни, есть телефон. Адресуйте свои вопросы, решения возможны только если есть конструктивная коммуникация.

По поводу сохранения деревянной архитектуры: чтобы была конкретика, нужен запрос от жителей, четкая артикуляция этого запроса. В СМИ эта тема поднимается, запрос жителей налицо. С другой стороны, строить новое здание и называть этот процесс в пресс-релизе «реставрацией» — это, конечно, не может говорить профессионал, необъяснимая риторика.

Фото: Кирилл Иодас

— Есть ли смысл говорить про арт-объекты в городе, пока в Архангельске не выполнена минимальная программа по благоустройству?

— Есть множество вариантов более прикладного плана, нежели сугубо декоративного. К примеру, дизайнеры в Германии или в Скандинавии работают над проектами детских площадок или интерактивной городской мебели. Если есть открытые конкурсы на разработку проектов, то в них могут принять участие выпускники того же института «Стрелка», вузов в Новосибирске, Екатеринбурге, которые могут применить свои передовые знания. Многие спрашивают о конкурсах, интерес к Арктике и к Северу растет. Есть журналы по архитектуре, социальные сети, наконец, где обычно публикуются объявления такого рода.

— Как считаете лично вы, что нужно, для того, чтобы инфраструктура для креативных индустрий в Архангельске развивалась?

— Современное образование, привлечение молодых специалистов в регион и открытый, конструктивный диалог между жителями, специалистами и администрациями разных уровней.

Поддержите Бруснику