Выставка с бульдозерами

История самой известной советской выставки искусств в контексте современности

Событие, которое навсегда вошло в историю как «Бульдозерная выставка», случилось больше сорока лет назад. Сегодня оно, тем не менее, как никогда актуально — предлагаем вместе вспомнить его историю.

15 сентября 1974 года два десятка художников-нонкомформистов вышли на пустырь на окраине Москвы, чтобы устроить «первый осенний просмотр картин на открытом воздухе» — именно так было написано на пригласительных билетах. Сразу после начала установки экспозиции художники были избиты и задержаны, а установленные работы снесены бульдозерами.

17 ноября в российском сегменте YouTube был заблокирован клип рэпера Хаски на песню «Иуда», 20 ноября исполнителю отключили звук на концерте в Ростове-на-Дону, 21 ноября после предостережения краевой прокуратуры администраторы клуба отменили концерт. Рэпер, начавший исполнять свой трек «Ай» перед входом в клуб на чьей-то машине, был задержан полицией и арестован на 12 суток по статье 20.1 КоАП «Мелкое хулиганство».

C 30-х годов и до перестройки в советском искусстве официально существовал только один стиль — соцреализм. Всё, что не вписывалось в партийную идеологию, либо игнорировалось, либо пресекалось.

Наиболее ярким и показательным событием стало посещение председателем Совета министров Никитой Хрущёвым выставки художников-авангардистов 1 декабря 1962 года. Выставка была приурочена к тридцатилетию московского отделения Союза художников СССР и была вполне официальной, однако, главе государства по вкусу не пришлась. Поражённый Хрущёв в красках описывал, что думает о работах и их авторах, а в конце потребовал «всё запретить». «Виновных» выгнали из Союза художников — тех немногих, кто состоял, а абстракционизм и формализм стали «вне искусства».

Независимым художники не могли выставляться без согласования с Московским союзом художников, а согласование получить было практически невозможно. Несанкционированные попытки обычно быстро пресекались. 22 января 1967 года Александр Глезер и Оскар Рабин организовали в клубе «Дружба» на шоссе Энтузиастов выставку двенадцати художников-авангардистов. Уже спустя два часа после начала она была закрыта сотрудниками КГБ.

Несколько лет спустя художники придумали организовать выставку под открытым небом. Они считали, что из-за отсутствия в стране прецедентов никто не сможет ей противодействовать, поскольку никаких законов для регуляции подобных мероприятий ещё не было. Художники подали заявку на проведение выставки на открытом воздухе по адресу «конец Профсоюзной улицы до пересечения с улицей Островитянова» и стали готовиться к выставке.

Часть картин оставили в квартире математика Виктора Агамова-Тупицына, часть — в квартире Оскара Рабина. Предполагалось, что две группы художников отправятся к месту выставки из разных точек, чтобы увеличить шансы что-то туда принести.

Утром наша группка из четырех человек спокойно села в метро на «Преображенской» и отправилась на место встречи. Я вез с собой две картины. Доехав, мы преспокойно отправились к выходу, и тут два человека преградили мне путь. Несмотря на уговор не вмешиваться, Глезер бросился ко мне на помощь. Нас сопроводили в милицейскую комнату и заявили, что я задержан на том основании, что у кого-то в метро украли часы, а по описаниям я похож на злоумышленника. Через полчаса явился какой-то тип в штатском и объявил, что подозрения не подтвердились и мы свободны…

Когда все художники добрались до обозначенного места выставки, они обнаружили на пустыре строительную технику и людей в рабочей одежде.

Собралась изрядная толпа и художников, и зрителей, но ощущение было уже тревожным. Стояли бульдозеры, стояли грузовики с торчащими из кузова саженцами, а всем собравшимся было объявлено какими-то людьми в штатском, что на условленном месте именно в этот день и час запланирована посадка деревьев. Тут же, конечно, стали раздаваться шутки о двусмысленности слова «посадка».

Художники начали устанавливать картины на треноги, когда рабочие бросились на них. Художников задержали и избили, многие произведения были уничтожены бульдозером и руками нападавших. По воспоминаниям участника выставки Виталия Комарова, пострадала и корреспондент Associated Press, которой выбили зуб её же камерой.

В иностранной прессе выставка на пустыре стала главной темой: грубое нарушение прав и свобод возмутило многих особенно потому, что Советский Союз готовился к подписанию Хельсинских соглашений о правах человека.

На следующий день после разгрома выставки художники написали коллективное письмо правительству о намерениях провести выставку вновь и с требованиями обеспечить защиту от хулиганов. Уже спустя две недели переговоров, 29 сентября, в Измайловском парке прошла новая выставка. Были представлены работы сорока художников, выставка длилась четыре часа и привлекла несколько тысяч москвичей. И хотя в следующие годы Рабин и другие организаторы были вынуждены покинуть страну, эти события стали поворотным моментом в истории искусства.


В поддержку арестованного Хаски высказались группа Каста, писатель Захар Прилепин и народный артист России Лев Лещенко.

…это беспрецедентный случай и так быть не должно. Я считаю, что это недостойно и неправильно. Надо покопаться в законодательстве и посмотреть, насколько вообще на законодательном уровне правовые структуры могут вмешиваться в творческую жизнь. <...> Мы ведь это уже проходили, просто раньше всё это было на уровне худсоветов.

24 ноября Оксимирон объявил, что он вместе с Бастой и Noize MC проведёт концерт в поддержку Хаски 26 ноября в Москве: все собранные средства музыканты передадут ему. Несмотря на высокую цену — 2000₽ — билеты на сайте клуба закончились уже через пару часов.

Мы можем не разделять взглядов Хаски, не понимать его музыку или акционизм, но при этом должны принципиально поддержать его в этот сложный момент. <...> Речь здесь не только и не столько о Хаски, сколько о всех нас и нашем будущем.

Читайте также

Виктор Агамов-Тупицын. Бульдозерная выставка. М.: Ад Маргинем Пресс, 2014

Марш Энтузиаста. Памяти Александра Глезера // «Русский очевидец»