Вдохновение — это кусочек пазла

Многогранность гитары глазами одного из самых самобытных гитаристов — Дмитрия Дьячкова

Человек, в руках которого простая акустическая гитара начинает издавать самые невероятные звуки. Сегодня расскажем о Дмитрии Дьячкове — он же Д.Д., ДэДэ, DeDe, и вместе с ним разберёмся в самом необычном стиле игры на гитаре — фингерстайле.

— Как в твои руки попала гитара?

— В мои руки гитара попала только в 14 лет. До этого я в течение семи лет обучался в музыкальной школе, но на фортепиано. К концу обучения в музыкальной школе я просто хотел поскорее уже это всё закончить и еле-еле сдерживался, чтобы не «забить»: прогуливал половину занятий, кое-как учился, но всё-таки закончил и был этому очень рад. Но потом оказалось, что мне чего-то не хватает: музыкальная школа закончилась, я немного поигрывал на пианино, но всё равно как будто какого-то элемента в жизни не доставало, что ли. И я решил, что буду заниматься на гитаре. А у папы как раз была гитара, советская акустика с нейлоновыми струнами, и я пошёл с ней в студию на Яграх, где и живу, и там добросовестно отучился месяцев восемь у Ильи Николаевича Трубачева. Я внимал всему, что он говорил и показывал, а потом увлёкся роком — перетянул нейлон на железо и «лабал» на ней песни группы «Ария». Через год, когда я начал показывать какие-то успехи, мне купили электрическую гитару — Ibanez GSA60. Это был такой этап, когда я по табам начал разбирать Металлику. Но это было 12 лет назад…

— Многие бросают инструмент, выучив пару аккордов. Что удержало тебя?

— Я постоянно ставил себе какие-то цели, новые планки — например, мне захотелось выучить «Каприз № 24» Паганини на гитаре. Я выучил. Все вариации сидел и разбирал дома постепенно, по табам. Это и был первый опыт «жуткого» тэппинга.

— То есть удержало желание постоянно самосовершенствоваться и идти вперёд?

— Да, я до сих пор ставлю перед собой разные цели. За счёт этого и совершенствуюсь, как-то сам учусь играть на гитаре. Свою первую пьесу я придумывал, наверное, год с лишним, но именно такую, которая была вся в сложных приёмах, каких-то непонятных переборах. Да и на данный момент мне скорее всего её и не сыграть нормально — слишком мудреная она. Я стирал в кровь пальцы, они очень болели. Но я днями буквально зависал. Ты в какое-то состояние странное входишь и просто один такт играешь, играешь, играешь, пока он не получится. Он получается, а тебе и дальше хочется какого-то развития.

— А любимая гитара есть?

— Как-то летом я съездил в Петербург, к своему знакомому, где купил ещё одну акустическую красную гитару, с которой мы очень давно уже, лет пять точно, а то и шесть. Я просто влюбился в неё и не смог не купить. Вот, мучаю её как могу (смеётся), реконструирую. Именно на ней и начались новые штуки. Я понял, что не хочу играть быстро, а хочу играть много нот. Но тогда я ещё не знал, что такое фингерстайл.


Фото: НОЧНОЙ АРХАНГЕЛЬСК / vk.com/symmetryx

— Почему именно фингерстайл?

— Однажды в интернете я наткнулся на видео, где Энди Макки играет свою композицию «Drifting». Увидел этого лысого мужичка с бородой и в красной футболке, который вытворял невероятные вещи, от которых я ошалел и понял, что хочу играть так же. Нашёл табы, и оказалось, что там совершенно иной строй, а не стандартный испанский. Для меня тогда это было в новинку. Это был ирландский строй (6, 2, 1 струны спущены на один тон, так называемый DADGAD). Сейчас я почти только в нём и играю. Пока я разучивал «Drifting», у меня не было возможности перестраивать гитару, поэтому и начали появляться вещи именно в ирландском строе. А вообще для меня фингерстайл — это возможность выйти за рамки себя. Ты просто сидишь, наигрываешь что-то, и получаются вещи новые и непривычные.

— Какие ещё исполнители тебя вдохновляют?

— Дон Росс — здоровский гитарист. Также мне нравятся Престон Рид и Майкл Хэджес.

— У тебя есть свой альбом. Откуда ты черпаешь вдохновение для своих композиций?

— Да, альбом выложен в свободный доступ. А насчёт вдохновения не знаю, просто мне нравится играть на гитаре, чувствовать струны. А именно, чтобы что-то в голову ударило, и ты пошёл писать, редко очень, но бывает. Я просто играю, подбираю новое звучание, и так рождается композиция. А бывает, лежит что-то в голове долгое время, а потом ты как будто находишь новый кусочек пазла, что ли, и понимаешь, что именно это ты и искал. Может быть это вдохновение, я не знаю…

— Видела тебя на Ночи музеев в Гостиных дворах, а на следующий день ты выступал на ежегодном фестивале САФУ. Нельзя не отметить, что тебя ждут в столице Поморья и встречают очень тепло. А как вообще происходило знакомство с публикой Северодвинска и Архангельска?

— Это плавно всё шло: из безвестности в относительную известность в узких кругах (смеётся). В какой-то момент я понял, что нужно выходить из комнаты. А начал благодаря клубу «Колесо», где в тот момент Аня Григораш устраивала поэтические вечера. Именно она и пригласила меня принять участие в одном из них. Дальше за меня плотно взялась Валя Морозова, которая активно меня во все мероприятия запихивала. И потом плавно-плавно в «Колесе» благодаря Алисе Корельской, которая поверила в то, что меня можно выпускать на сцену «Колеса» одного, для меня наклеивалась программа на полчаса. Это был совершенно новый этап, и именно так я и появился на сцене Архангельска.


Фото: НОЧНОЙ АРХАНГЕЛЬСК / vk.com/symmetryx

— Большинство молодых людей из Архангельска-Северодвинска планируют после окончания школы уезжать из родного города. Почему ты не оставил Северодвинск ради покорения столиц?

— Когда я закончил школу, у меня не было таких мыслей. Они были курсе на третьем-четвёртом университета. Бросить всё и уехать в Питер. Питер меня, правда, тогда чуть не поглотил. Но сейчас, если адекватно оценивать, то, наверное, лучше, что получилось так, как получилось. Я ведь хотел поступать в музыкальный колледж на гитару. Но, скорее всего, поступив туда, я не играл бы так, как играю сейчас. Да и вообще, если в Питер ехать, там отпуск 28 дней, а у нас — 52−56 (смеётся). Тем более сейчас такое время, когда есть интернет, и ты можешь всему научиться, не выходя из дома. Именно это ставит под вопрос решение уехать в большой город, покорять его. Всё есть в сети, просто не нужно лениться.

— Ты говорил, что хорошо общаешься с ребятами из группы «Неизвестный композитор», и их музыка тебе очень нравится. Творчество каких северных групп тебе ещё импонирует?

— Очень классная группа «Корица» — у их вокалистки Насти просто волшебный голос. Ещё мне нравились «Кровавые помидоры», был у них даже на нескольких концертах. Нужно упомянуть ещё группу «Клякса», их диски до сих пор у меня дома лежат.

— И последний вопрос. Где в ближайшем будущем ждать твоих выступлений?

-Следующий концерт, скорее всего, будет в Петербурге (состоялся 24 июня в Баре Разбитых Сердец Тельмы и Луизы — прим. ред.). А вообще идея-фикс — поиграть на улице и посмотреть, что обычные люди скажут, понравится им или нет. Из ближайшего в Северодвинске — 10 июля фестиваль «Сцена».