Главная школа музыканта — это выступления

Кирилл Мартынов о барабанах, сессионной работе и студиях звукозаписи

Вместе с Кириллом Мартыновым, барабанщиком группы Cosmic Hurricane, преподавателем в архангельской «Школе рока» и, с недавних пор, сессионным музыкантом, мы разобрались в том, как и где начинать играть на барабанах в Архангельске, к кому обратиться, чтобы научиться работать на студии звукозаписи, сколько денег нужно отложить, чтобы записать свою первую композицию и к чему готовиться тем, кто решился ступить на тернистый путь музыканта.

Как ты стал заниматься музыкой?

— На это меня подвиг мой старший брат. Он тоже занимался музыкой — играл на бас-гитаре. Мы учились в одной школе, и в младших классах я приходил к ним на репетиции. За барабанную установку меня впервые посадили примерно в 9−10 лет. Я попробовал, что-то получалось, что-то нет, но с тех пор, собственно, я и играю. Лет до 14 мои занятия были исключительно самодеятельностью, буквально, играл дома, под свой плеер. Профессионального музыкального образования у меня нет — я полностью самоучка. Примерно в 14 лет я пробовал заниматься с преподавателем по барабанам, Олегом Кузнецовым, но затем продолжил самостоятельно изучать инструмент — по видео, самоучителям. Вообще, я считаю, что самая лучшая школа для музыканта — это выступления. Количество выступлений прямо пропорционально опыту, а оттого и качеству музыки.

Фото: Кирилл Мартынов / vk

— Получается, барабаны не были осознанным выбором?

— В какой-то мере, да, действительно так.

— А чем ты сейчас занимаешься в жизни?

— Помимо того, что я являюсь барабанщиком в группе Cosmic Hurricane, почти два года преподаю в архангельской «Школе рока». Недавно я начал работать как сессионный музыкант.

— А много ли в Архангельске людей, которые играют или хотят играть на барабанах?

— Желающих, кстати, довольно много. На данный момент в школе со мной занимаются почти 20 учеников. Среди них есть те, кто занимается уже почти год, но постоянно появляются новые лица, которые хотят обучаться. Приходят как люди, никогда не имевшие никаких отношений с музыкой, так и уже довольно «прошаренные» музыканты, желающие попробовать себя в игре на барабанах. Поэтому и работать приходится по-разному: в некоторых случаях начинать с разбора нот (обычно это многих пугает, но на деле занимает минут 15 — улыбается), в иных просто направлять человека в нужное русло.

— Допустим, я внезапно очень захотела научиться играть на барабанах. Как мне воплотить такое желание в жизнь? Сколько мне это будет стоить?

— Чтобы сегодня быть музыкантом, нужно быть готовым к дополнительной работе продюсером, PR-менеджером и даже грузчиком (смеётся). В случае с барабанами, в первую очередь потребуются палочки. Хорошая площадка, чтобы начать обучение — это, например, «Школа рока». Абонемент обеспечит всем необходимым оборудованием, можно будет даже приходить и заниматься самостоятельно в свободное время. Есть возможность объединяться с другими учениками «Школы», создавать новые коллективы, экспериментировать, играть вместе.

— А что тебя самого вдохновляет из музыки?

— Хороший музыкант должен слушать разную музыку. Моя основная группа сейчас — это, конечно, Cosmic Hurricane. А мы играем пост-рок. Поэтому и слушаю я в основном рок, разнообразную тяжёлую музыку. Но иногда я, например, с удовольствием включаю Джастина Тимберлейка или Кэтти Пэрри — они пишут классную музыку и классно её записывают. Никогда нельзя зацикливаться на чём-то определённом, потому что каждый из жанров приносит в твоё собственное творчество что-нибудь новое. Это хорошая возможность учиться и совершенствоваться.

Фото: Karen Kostanov / vk

— Недавно ты попробовал новый вид работы — сессионный. Расскажи о нём.

— Начну с того, что за рубежом сессионная музыкальная деятельность очень развита. В России тоже, но, в большей степени, конечно, в больших городах. Что касается Архангельска, то я, честно говоря, до сегодняшнего дня не наблюдал у нас подобных услуг. Вот и подумал: почему бы не попробовать? Опыт довольно интересный: есть возможность сыграть с разными артистами в разных жанрах и, кроме того, это очень актуальная услуга для начинающих музыкантов. Возьмём абстрактную молодую группу. Они создали материал и хотят идти с ним на студию. Однако у них нет никакого представления о том, как это работает, что нужно делать в процессе записи, сколько всё это стоит. Сессионный музыкант, прежде всего, позволит группе сэкономить деньги. Процесс записи барабанов — это, обычно, первый шаг — занимает у неопытных музыкантов целые часы. Сессионный же барабанщик (или любой другой сессионный музыкант) приходит в студию с чётким пониманием того, что нужно делать, и как всё это работает. Грубо говоря, за два часа он может записать для группы, что нужно, минимизировав денежные затраты и повысив качество звука на выходе.

— Как проходит процесс звукозаписи на студии?

— Группа приходит на студию и первое, за что она платит — это студийное время, студийный час. Стоимость этого времени зависит от студии, но в среднем — это около шестисот рублей. Вы можете делать на студии что угодно — даже болтать о жизни за чашечкой чая. Время будет идти, и деньги будут уходить вместе с ним. Поэтому лучше сразу начинать запись. Традиционно начинают, как я уже сказал, с записи барабанов, и это отдельная услуга. Она стоит приблизительно тысячу рублей. И тут неопытная группа обычно сталкивается со следующей проблемой — барабанщик может оказаться не готов к студийной записи. Я имею в виду и то, что у него не будет иметься в наличии подходящего для записи инструмента (в этом случае придётся брать его на прокат), или его навык не позволит с первого раза записать хороший дубль. То есть ему понадобиться тратить больше времени на запись, а звукорежиссёру — на монтаж барабанов. Монтаж барабанов насчитывается за каждую отдельную песню, которая стоит, прищурив глаз, рублей девятьсот. Допустим, записать нужно одну песню — у неопытной группы это займёт часа три — в самом лучшем случае. Получается, 1800 за студийное время + 1000 за запись барабанов и 900 рублей за их монтаж. Итого: 3700 рублей — в наиболее удачном случае. У меня студийная запись одной песни занимает 3500, в которые уже входят студийное время и монтаж. Группа получит готовый материал, записанный на оборудовании высокого качества, с которым сможет работать. Выгода и преимущества, как говорится, на лицо.

Фото: Кирилл Мартынов / vk

— Что ты вообще можешь предложить как музыкант?

— Кроме обширного списка выступлений практически на всех площадках города и в других городах России, например, выступления на разогреве нескольких известных групп. Также работа за рубежом. Этим летом мы с группой ездили в Норвегию, в молодёжный центр в городе Альта, на огромный музыкальный воркшоп, где получили колоссальный опыт именно в записи звука, работая с профессионалами международного уровня на оборудовании очень высокого класса. Более того, я занимаюсь живыми сессионными выступлениями. Очень интересный опыт, к примеру, был с группой «На-На» (смеётся).

В общем, я считаю, что сессионная работа — это то направление музыкальной деятельности, которое обязательно должно получить развитие не только в больших городах, но и у нас, в Архангельске.


По всем вопросам заинтересовавшиеся музыканты могут обратиться к Кириллу напрямую — он будет рад проконсультировать по любому вопросу, связанному со студийной звукозаписью (и не только). :)