«Красивый почерк» современного искусства

Каллиграф Саша Коджо о своём деле и «дите»

Все знают и помнят уроки русского языка и учителей, называвших чистописание высокопарным словом «каллиграфия». Саша Коджо, один из лучших каллиграфов России, рассказал нам о себе, своей выставке в Архангельске и помог разобраться в том, что сейчас подразумевается под «каллиграфией».

— Саша, ты родился в Архангельске. Когда и почему ты уехал?

— Я окончил школу и уехал учиться в университет в Санкт-Петербург. Это было в 2012 году.

— Как открыл для себя каллиграфию?

— Я занимался фризлайтом (техника рисования светом при помощи фотоаппарата на длинной выдержке и фонарика, — ред.). В ленте социальной сети случайно увидел каллиграфию. Подумал, что будет круто совместить каллиграфию и фризлайт. Так получилось, что каллиграфия мне очень понравилась, и сейчас я серьёзно ей занимаюсь.

— Когда всё началось?

— Я увидел «судьбоносную» запись в 2013 году. Выкладывать работы, как-то продвигаться в интернете стал в конце 2014. Поэтому многие думают, что я занимаюсь каллиграфией всего год, что сильно подрывает мне репутацию. Но это не так.

Фото: Саша Коджо / ВК

— Сейчас ты являешься одним из 50 Calligraffiti Ambassadors. Что это вообще такое?

— Это международное сообщество появилось в начале 2015. Так как я постоянно слежу за ситуацией в мире современной каллиграфии, я сразу о нём узнал и решил: всё, теперь я должен туда попасть. В числе Calligraffiti Ambassadors на тот момент были все те люди, на работы которых я смотрел, которыми я восхищался. Основатель этого общества — Нильс Мельман из Амстердама. Этот человек, по сути, придумал современную каллиграфию, даже само её название — «каллиграффити». Исходя из данных того же фейсбука, аудитория этого сообщества — примерно миллион человек.

Итак, летом я рисовал на Набережной «Are You Sick Like Me?» — огромную (длиной 30 м и шириной 2 м) композицию в технике каллиграфии. На фейсбуке это заметил Нильс, пригласил меня к ним. Причём на фейсбук я редко захожу, и его приглашение заметил поздно, уже вкупе с другим сообщением примерно такого содержания: «Эй, парень, ты чего, давай отвечай, кого-нибудь другого найду на это место!». Я запаниковал, сказал ему, что это моя мечта и вообще настоящая честь. В общем, теперь я Ambassador.

— Получается, что с начала твоего пути прошло чуть больше года, а у тебя уже собственная выставка. Кто её организовал? Как она проходит?

— Идея выставки принадлежит мне, и организовывал всё тоже я сам. Просто пришёл в Добролюбовку, рассказал им о себе, предложил провести подобное событие — они согласились. Вообще, «Неделя Современной Каллиграфии» — всецело мой проект, это моё дитя. Я поставил перед собой цель — внести в культурную жизнь Архангельска нечто новое. Это даже не выставка — это совокупность различных мероприятий, общая задача которых — познакомить Архангельск с каллиграфией, причём именно современной. Была и лекция о каллиграфии и леттеринге, и лайв перфоманс, в ходе которого можно было увидеть процесс создания моих работ «изнутри». В четверг (4 февраля в 18:00 — ред.) будет воркшоп, который объединит каллиграфов Архангельска — опытных и не очень — с целью обмена «скиллами». Я доволен тем, как проходит мой проект. На открытие в воскресенье пришло полсотни человек, на мастер-класс — 40. Я, честно признаться, такого даже не ожидал. Приятно удивлён.

Фото: Алиса Давыдова / ВК

— Ты создал собственный шрифт всего за одну ночь?

— Да, так вышло. Моя девушка учится на дизайнера, и ей для курсовой работы нужно было сделать свой шрифт. И я подумал — ну, раз каллиграфией занимаюсь, надо помочь. Делал ночью, кистью, вроде получилось неплохо. Через какое-то время решил запостить его на Behance — самое большое интернет-сообщество дизайнеров. И, что меня очень удивило, он начал набирать популярность — репосты, лайки. Сейчас я смотрю на Handletter и вижу очень много недоработок, поэтому, наверное, популярность моего шрифта — случайность. И всё же крайне счастливая для меня случайность.

—  Ты уже упоминал сегодня свою композицию «Are You Sick Like Me?» Расскажи о ней.

— Это пока самая большая моя работа. Наверное, у меня мания гигантизма — и «Ты такой же сумасшедший как я?» является ярким доказательством сего: ведь это вообще ненормально — писать такими огромными буквами. Забавно то, например, что во время работы ко мне подходил Древарх, что-то расспрашивал. Я рисовал алкидной краской — её запах был по всей Набережной, люди обращали на меня внимание как минимум поэтому — прохожие подходили, «свешивались» и спрашивали, что я там делаю вообще такое. Было крайне забавно.

Фото: Саша Коджо / ВК

— Что делать человеку, который хочет начать заниматься каллиграфией, но не знает, с чего начать?

— Отвечу, основываясь на собственном опыте и личных ошибках. Когда я начинал, я подражал известным артистам, копировал их работы. У меня даже были конфликты из-за этого. Конечно, сначала прочитал очень много книг о каллиграфии. И новичкам могу посоветовать то же самое: уделять специализированной литературе как можно больше времени. Чтобы овладеть каллиграфией, необходимо «набивать» руку, развивать моторику. В этом и могут помочь книги.

— А дорого вообще заниматься каллиграфией?

— Нет. Обычные перья стоят около 50 рублей, большая банка чернил — около 200. Специальные ручки, которые специально для каллиграфии выпустили Pilot, «ParallelPen», обойдутся в 500−600 рублей. Если подходить к делу с серьёзным настроем, реально работать, то всё очень быстро окупается.

— И этим можно зарабатывать на жизнь?

— Да, разумеется. Придумывать логотипы, заниматься брендингом, оформлять фасады зданий — на этом можно зарабатывать. С одной стороны, то, что сейчас каллиграфия быстро развивается, каллиграфов становится всё больше — хорошо. Но с другой, разница между работами «топовых» мастеров и неопытных любителей, претендующих на звание первых, действительно может быть незаметна людям, не разбирающимся в каллиграфии. Обидно, когда используешь сложную технику, а это оценят только такие профессионалы, как ты. Поэтому дилетанту крайне трудно оценить работу каллиграфа.

— Какие у тебя планы на будущее?

— В конце апреля я поеду в Германию, в Мюнхен, участвовать в выставке Stroke Artfair. А сразу после этого — в Париж, уже на нашу выставку, Calligraffiti Ambassadors. Вообще в будущем хочу переехать за границу, в Таиланд, например. Путешествовать по миру. Касательно моих занятий, в последнее время я увлёкся программированием, съёмкой видео. Безумно привлекает режиссура, я очень хотел бы снять собственный фильм.

Фото: Алиса Давыдова / ВК

— То есть тебя вдохновляет кино?

— Да, очень, но, разумеется, не только кино. Музыка, книги, живопись, дизайн — из всего можно почерпнуть идеи, во всём найти смысл и перенести его на холст. Я люблю работы — не важно, с чем они связаны — в которых продумано и раскрыто всё, каждая мелкая деталь. Как и в каллиграфии, где необходимо уделить внимание каждому, даже самому незначительному штриху — того же я жду от других видов искусства.

Напомним, что «Неделя Современной Каллиграфии» в Добролюбовке продлится до 7 февраля. С программой «Недели» вы можете ознакомиться здесь.