Отголоски прошлого, голос настоящего и зов будущего

Открытие всероссийской выставки «Лики России»

Современный человек не так часто бывает в музеях и на выставках. Сложно сказать, почему: ввиду занятости или отсутствия интереса к искусству. Мы уверены в одном: посетить выставку «Лики России», открывшуюся в Архангельске в минувший четверг, определённо стоит.

Даже если вы вообще не интересуетесь живописью и скульптурой, то в этот раз просто не сможете не обратить внимания на работы известнейших российских мастеров. Соберётесь ли посетить Архангельский Театр драмы или библиотеку им. Добролюбова; заглянете ли в музыкальный колледж или окажетесь в Доме молодёжи — ваш взор непременно будет обращён на экспонаты, представленные на «Ликах России».

Дело в том, что 6 тысяч работ просто не могут уместиться на одной площадке. Именно поэтому организаторы выставки разделили Архангельск на несколько выставочных зон.

Может создаться впечатление, что «Лики России» буквально заполонили весь город. Так и есть. Событие — поистине грандиозное и совсем неудивительно, что в реализации проекта задействован целый ряд локаций, каждая из которых имеет свою особенность. Так, например, в Добролюбовской библиотеке представили работы в графике, в Гостиных дворах — батик, аппликацию, изделия из гобелена, а также другие виды декоративно-прикладного искусства, в музее ИЗО расположились уникальные живописные полотна и скульптура.

Музей изобразительного искусства
Архангельский краеведческий музей

Председатель Архангельского регионального отделения Союза художников России Ольга Попова рассказала нам о том, сколько времени и сил пришлось потратить, чтобы осуществить столь глобальный проект.

— Идея подобного события появилась еще в 2012 году. Если брать за точку отсчёта момент, когда Игорь Анатольевич сказал: «Всё, деньги будут», то мы готовились с ноября прошлого года. Когда всё было решено, мы заручились поддержкой Союза художников, поддержкой министерства — они оказали колоссальную помощь. Возложить на себя такую нагрузку — непросто. Нужно собрать работы в каталог, нужно со всеми созвониться; то у кого-то одного чего-то не хватает, то у кого-то другого… Главное — идея. А дальше, маленькими-маленькими шажочками, мы шли к большой цели, которую воплотили в жизнь сегодня.

В первую очередь, стоит отметить, что на выставке представлены работы не только северных авторов, но и художников, скульпторов, мастеров народных ремёсел со всей нашей страны. Живопись, скульптура, графика, декоративно-прикладное искусство — долгожданная художественная выставка объединяет в себе все эти направления.

Интересно то, что в представленных работах не прослеживается конкретная острая проблема. Вся живописная экспозиция — это срез реалистически-фигуративного искусства, а также пласт современного искусства 90-х и 2000-х. Большая часть картин выполнена в классическом современном стиле, который включает в себя массу направлений. Встречается и абстракционизм, и авангардизм, и экспрессионизм. Однако вы не встретите произведений, в которых изображено нечто, подобное каплям кетчупа на скатерти. Все работы, участвующие в выставке, отбирались по строгим критериям выставкома союза художников России.

— Главный критерий — качество работ, а также профессионализм художника и его мастерство. Они всегда дают основание для того, чтобы быть принятым на художественную выставку. Профессионализм художника определяется тем, как работа написана: должна быть живописная пластика, образность, понимание того, как сам художник видит это. Мне сложно объяснить, чем отличается самодеятельный художник от профессионального. Когда видишь это наглядно — тогда понятно без слов. Самодеятельная работа — такая, в которой нет обобщения, нет художественного видения, композиции, гармонично подобранных цветов, — отмечает заведующая отделом современного искусства музейного объединения Зоя Дмитриевна Кулешова.

Об этой картине народный художник России Валерий Павлович Полотнов сказал очень ёмко: «Я хотел показать здесь развитие: от уходящего мира, через настоящее и в вечность».

Вполне объяснимо то, почему не каждый виртуоз мог быть выставлен на «Ликах». Союз художников — мощнейшая организация, выступающая за культурную продолжающую искусства, с богатейшей 80-ти летней историей, со своими установками и традиционными взглядами. Алексей Николаевич Суховецкий — секретарь Союза художников России — отмечает, что на сегодняшний день отобрано самое лучшее и интересное из того, что художники хотели представить. Его работы, кстати, тоже есть в музее ИЗО.

Алексей Суховецкий

Спросили у Алексея Николаевича, что же значит для настоящего профессионала участие в выставках? Получили такой ответ:

— Художник творит в своей мастерской. Ты, как автор, привыкаешь к знакомым стенам и не видишь собственное произведение со стороны. Как каждый из нас слышит свой голос изнутри и не имеет возможности слышать со стороны, так и художник не видит свои картины извне. А когда ты приходишь на выставку и наблюдаешь своё произведение в непредсказуемом соседстве, а главное, в другом пространстве, ты воспринимаешь его так, будто оно чужое — совершенно по-новому. Ты видишь его уже не замыленным взглядом, а извне. Вот это и важно для художника. Это касается и гениальных художников. Например, когда Суриков впервые увидел на выставке свою «Боярыню Морозову», он её несколько дней потом переписывал. Художник заметил то, что в условиях мастерской просто не мог увидеть. Потому что другое пространство диктует иное видение.

Открытие выставки прошло с большим размахом. Весь архангельский бомонд собрался сначала в Выставочном зале союза художников, потом перекочевал в музей ИЗО и, наконец, в Гостиные дворы.

В роли организаторов церемоний открытия выступили режиссёры и актёры Архангельского Драмтеатра. «Мы хотели, чтобы получилось нетривиально — придумали какие-то неожиданные способы, чтобы всё было интересно, бодро, весело. Это наш первый опыт подобного сотрудничества, нам было интересно попробовать», — поделился директор Драмтеатра Сергей Самодов.

Тривиальными церемонии не были точно. Красная дощечка вместо ленты и пила вместо ножниц поразили всех присутствующих не столько оригинальностью, сколько символичностью. Артисты были одеты в колоритные сценические костюмы. А крупный корабль с парусами (декорация из театра) помог создать в музее ИЗО более сказочную атмосферу, с нотками фольклора.

В Гостиных дворах тематика сменилась. Актёры на этот раз выступали в роли проводников. Всем гостям выставки раздали бумажные кораблики разного цвета. Учитывая то, что желающих узреть многообразие современного декоративно-прикладного искусства было немало, а залы в Гостиных дворах не слишком просторны, организаторы нашли креативное решение. Зрители посещали экспозиционные площадки поочерёдно. Сначала экспонатами любовались гости с красными корабликами, затем — с синими и так далее. Публика была встречена не просто почтением, а стихами народных классиков, исполненными в весьма экспрессивной манере.

Не стоит думать, что вы пропустили всё самое интересное. Напротив, у тех, кто ещё не видел выставки, всё лучшее впереди. Художник Алексей Суховецкий на этот счёт имеет любопытное мнение: «На открытие люди приходят не смотреть картины, это ведь некое действо. Я впервые вижу такое профессионально срежиссированное открытие, с поистине большим чувством. Что касается нашей профессии, люди приходят на открытие, как на вернисаж ради общения. А общаться с произведением следует один на один — это безмолвный процесс. Здесь толпы не нужно. Поэтому человек должен приходить и общаться уже непосредственно не с людьми вокруг, а с произведением искусства».

У вас есть целых три месяца для того, чтобы успеть вот так наедине пообщаться с каждым экспонатом.

По определению, выставка должна быть объединена какой-то тематикой. Но это не значит, что работы, представленные на «Ликах России», несут один и тот же смысл. Напротив, главной особенностью является то, что произведения не похожи друг на друга, сотворены в разных художественных направлениях. Но у всех авторов есть нечто общее; нечто, позволяющее связать их творчество воедино — и это время, в котором они живут. «Лики России» — не просто масштабный проект, который ещё долго будет прославлять Поморье. Это отголоски нашего прошлого, голос настоящего и зов будущего.

Авторы всех фотографий, использованных в материале — Юля Брик и Анастасия Сметанина.