Дарья Орлова: «Север — это моя стихия»

О «Птице Баренц», о дизайнерах и об Архангельске

Дарья Орлова – мурманская художница, которую запомнили в Архангельске после её экспериментального проекта «Тени» на площадке Добролюбовки. Помимо художественных проектов, Дарья работает редактором на портале Murmanout, где выкладывается вся информация о культурной жизни соседнего города.

В начале апреля Дарья вместе со своими коллегами, молодыми и инновативными культурными менеджерами, создаёт фестиваль, который в этом году по праву может назваться одним из самых интересных в культуре Северо-Запада России, а также он может дать много очков вперед отдельным московским мероприятиям. Самоорганизация, объединение, открытость, свежие идеи – то, что отличает фестиваль «Птица Баренц» от остальных.

Я приехала в Мурманск на открытие и расспросила Дашу о фестивале, а также о её впечатлениях от недавнего проекта в Архангельске.

– Расскажи об истории фестиваля «Птица Баренц».

– Сначала этот фестиваль назывался «Дни Северных стран», и он проводился примерно лет семь. Им занимались люди от консульств. То есть, это было достаточно административно. Постепенно закончился человеческий ресурс, и фестивалем некому было заниматься. А Антон Шамшин до этого помогал проводить концерты норвежских музыкантов, делал разные мероприятия малого формата. Поэтому он, совместно с театральным режиссером Женей Гоманом, решил продолжить делать фестиваль. И вокруг них постепенно собралась команда единомышленников: и Наташа Колесник, которая с Женей Гоманом давно работает, и Люда Мизгирёва, и много других людей, неравнодушных к происходящему в городе. Пригласили Надю Башкирцеву; она социальный работник, ее профессия не связана с культурой.

– А как Надя появилась?

– Как и все остальные она подруга Наташи Колесник. Так все и собрались. Первый фестиваль делали на коленке за месяц. Были собрания, мол, что делаем, чуваки? А в этом году появилась ещё Настя Гаврилова – написала несколько грантов для фестиваля. Раньше она жила в Мурманске, а потом переехала в Хельсинки, там вышла замуж – в этом году большая финская часть программы появилась именно благодаря ей.

Дарья и коллектив фестиваля. Фото: Анна Пряхина

– Расскажи про финскую часть программы.

– Приехали отличные музыкальные коллективы – например, «Cleaning Women», а также есть шесть выставок, например прекрасная выставка «Ненастоящие финны» Аино Вяянянен, гда на каждом фото изображен человек и пейзаж. Вчера было открытие. Художница рассказала о каждой своей работе, об историях персонажей (все они мигрировали в Финляндию из разных стран), об ассоциациях человека с природой.

Сампса Индрен, художник – отличный чувак, по-русски говорит даже. У него такие усы. Я ему говорю: «Классные усы!», а он такой: «Да, спасибо, спасибо».

Группа «Колор Долор» – тоже нереальные ребята и отличные музыканты. Приехали в офис, лежат у нас там такие. Я прихожу, а они в офисе. Говорю: «Давайте споём?». Они такие: «Нет, не будем, пока не поедим». Иными словами Настя Гаврилова – герой, поскольку привезла на фестиваль много отличных артистов.

Есть ещё Яакко Блумберг, общественный активист – он придумал такое событие, как Ресторанный день и впервые провёл его в Хельсинки. Он общественный активист, но у него на фестивале проект «Ресторан в секретном месте». Над этим проектом работает целая команда – Яакко, шеф-повар, а ещё дизайнер – такая сумасшедшая девочка по внешнему виду – зеленый пиджак, фиолетовые брови, фиолетовые глаза – настоящий дизайнер.

– А дизайнер что делает в секретном ресторане?

– Оформляет пространство. То есть, берут какое-то необычное неприспособленное для ресторана пространство, и там происходит что-то невообразимое. Где это будет происходить – пока секрет. Человек звонит Наташе Колесник по телефону (он указан на афишах и в «VK») и говорит: «Я хочу на «Ресторан в секретном месте» попасть». Она говорит: «Хорошо». За день она им звонит и говорит, куда необходимо идти. А сегодня ещё четыре финские хореографши будут танцевать в библиотеке.

– Вокруг книжек буду плясать?

– Они работают с телом, пространством, людьми, взаимодействием. Хотя не знаю, задействуют ли они книжки или нет.

– А кто вообще с букингом работал?

– Финской частью заведовала Настя Гаврилова, остальное было на Антоше Шамшине.

Дарья Орлова и Тимур Мизинов. Фото: Максим Малютин

– А из русских кто есть?

– Есть выставка «Норвегия – земля скалистых фьордов» с великолепными фотографиями. Русские, самое главное, – это артисты, которые будут выступать. Во-первых, это группа «Мегаполис». Во-вторых, это Антон Маскелиаде, в-третьих, СБПЧ. Помимо этих трёх, все остальные – мурманские музыканты. В секретном месте будут выступать, например. Ты даже знаешь этих людей. Вчера на кухне они пили чай (речь идёт об известных мурманских музыкантах Тимуре Мизинове и Екатерине Ефремовой, проекты «Шиш да малина», «Ptica» и другие). У них новая программа. А ещё будет шведское кино. «Отель», «Возвращение к Бергману». Это Наташа Колесник делает, кино – это её тема. Она делает фестиваль и уезжает в Петербург. А до неё уехала Люда Мизгирёва. Следующим будет Антон, наверное, и фестиваль прекратит своё существование (смеётся).

– А что нужно для того, чтобы их удержать?

– Не знаю. Я здесь. Я Мурманск люблю, меня не напрягает погода, природа, наоборот, север – моя стихия. Но ты делаешь этот фестиваль и понимаешь, что никому ничего давно уже не надо. Что людям ничего не надо, ты бьёшься головой об стену, а потом приходят на концерт всего 50 человек. Хотя на самом деле около двухсот гостей приехало.

– Как вы с ними справляетесь?

– У нас же много волонтёров. За них отвечает Надя Башкирцева. Есть ещё Наташа Колесник. Она вообще маньяк: никуда ходить не будет, будет работать 24 часа в сутки. Очень много работает. Есть Паша Плеханов. Пришёл, говорит: «Привет, хочу просто поговорить». Пришёл со своими идеями. Я ему говорю: «Вообще не вопрос, вот тебе пространство , хочешь – делай». И он сделал несколько классных мероприятий, которые мы назвали «Птицы на проводе».

– А ты давно занимаешься культурным менеджментом?

– Я не занимаюсь культурным менеджментом. Я художник. А помимо этого я редактор портала «murmanout.ru», и все культурные события в городе проходят мимо меня. Я знаю, где какой уровень подготовки и кто что делает. Может, поэтому меня и пригласили в команду.

Проект "Тени". Фото: Екатерина Кулакова

– Пару месяцев назад ты была в Архангельске со своим художественным проектом. Расскажи о своих впечатлениях?

– Да, я до сих пор под впечатлением после своей поездки! Архангельск – это гулять по городу с такими персонажами, как Миша Герасимов, который сделал гусли из ступеньки бывшего деревянного дома. (Михаил Герасимов – мастер, выпускник Школы Бурчевского). Архангельск – для меня это когда ты заходишь в бар, а там сидит мужик, который рядом работает дворником, а у него в руках баян. Ты ему говоришь: «Давайте сыграем?», но поначалу он не хочет петь. Он сидел в этом месте со своей миской. А миска как у собачки. Бутылка водки, бутылка пива и бутылка ягуара. «Сейчас, – говорит, – вот это допью и пойду чистить тротуар». Выпил рюмашку и такой: «Ну давай, спою». Его вообще было не остановить, и он пел отличные песни про море и про любовь.

Архангельск для меня – это люди с гуслями, баянами, плетеными корзинками, сарафанами.

Театр Панова – крутейшее место. Я была там на спектакле – была какая-то рождественская история. Там весёлые актеры, которые вдруг начинают тебе песни петь. Один из актёров пришёл в гости и пел мне песню Гребенщикова: «Дарья, Дарья, в этом городе что-то горит...».

На спектакль пришло много гостей. Было лишь одно свободное место, куда меня посадили. Говорит же о чем-то, когда такой ажиотаж.

Миша Герасимов надарил множество подарков. Он может лапти из бересты за 5 минут сплести. В этом городе вообще каждый может взять и сплести что-то из ничего. В июне я возвращаюсь – меня позвали сделать проект у вас на Фестивале уличных театров. Здорово будет опять приехать.

Права на тексты, изображения, видео- и аудиоматериалы принадлежат их авторам и/или редакции. Использование материалов возможно только с разрешения редакции

18+