Город — открытая книга, которую нужно читать

Дискуссии о паблик-арте, искусстве и общественных пространствах

5 июня на 3 этаже библиотеки имени Н. А. Добролюбова прошла дискуссия в рамках выставки «Прекрасное далёко» на тему «Искусство в общественном пространстве: опыт Норвегии и России». Тема встречи — обмен опытом производства искусства для общественных пространств. Участники диалога успели обширно обсудить опыт паблик-арта в Норвегии и России.

Россия

С первых же фраз началось обсуждение России, а если конкретно, то Архангельска. Было отмечено, что большой вклад для общественного пространства внёс Иван Архипов. По инициативе художника и его коллег происходил выбор, какие деревья посадить вдоль улиц Энгельса и Логинова. Также он принимал участие в оформлении советских культурных зданий: например, Дворца Пионеров, Дворца спорта, Музея деревянного зодчества. И это далеко не все здания, которые оформлял Архипов.

Фото: Эдуард Микрюков / Media Room

В современном Архангельске проблема оформления городского пространства достаточно актуальна. В рамках выпускной искусствоведческой работы «Паблик-арт в пространстве города» над вопросом существования искусства в публичном пространстве, его задачах и преимуществах работает искусствовед Уля Тюпышева. По её словам, трудности в работе возникают именно с договорённостью с правительством, из-за непонимания с их стороны. Но проблема существует и в самих людях: они хотят чувствовать некую безопасность и проводят всё свободное время в кафе, торговых центрах, клубах. Уля считает, что людей нужно заинтересовать пространством города, чтобы они спокойно могли гулять в парках и наслаждаться красотой города.

В оформлении общественных зданий преобладают серые тона, а жилых — красные или жёлтые

Владислав Дреко, магистрант института строительства и архитектуры САФУ, модератор группы «Архангельск: архитектура и градостроительство» и соавтор исследования «Колористика в архитектуре Архангельска, тенденции и вызовы будущего», рассказал в ходе дискуссии о том, как цвет в архитектуре связан с назначением здания и материалом стен.

Фото: Эдуард Микрюков / Media Room

— Среди сохранившихся зданий конца XIX — начала XX века преобладают неоштукатуренные кирпичные здания тёмных оттенков. В 60−90-х годах прошлого века здания в основном были белых, серых, иногда зелёных оттенков — в зависимости от назначения (деревянные жилые дома чаще всего были ярких цветов). В настоящее же время в оформлении общественных зданий преобладают серые тона, а жилых — красные или жёлтые. Есть и исключения: различные новые торговые центры, которые имеют яркие цвета, — рассказал Влад.

В ходе исследования Владислав провёл опрос населения (большинство респондентов опроса — молодые люди), из которого стало понятно, что люди хотели бы видеть чаще здания зелёных оттенков. Некоторые участники дискуссии возразили, что в 80−90-е годы такие здания были, и более старший сегмент населения должен отнестись довольно скептически к такому цвету, потому что раньше он нисколько не украшал внешний вид города.

Норвегия

Художник для населения точно такой же работник, который производит какой-то продукт

Когда речь зашла о Норвегии, то в дискуссию вступила норвежская художница Маргрете Колстад Брекке. Маргрете сейчас делает проект для организации «Искусство в общественном пространстве», которая ещё в 70-е годы добилась того, что процент от возведения зданий, которые строятся на государственные деньги, идёт на оплату труда художников. В этой организации Маргрете работает с проектом, который непосредственно связан с опытом полёта, а также с социальными и экономическими вызовами. (В Норвегии сейчас идёт речь о перенастройке экономики на альтернативные технологии из-за проблем с нефтью, а проект Маргрете с полётами — и есть некая альтернатива выработки энергии).

Маргрете — одна из многих художников в Норвегии, которые подают заявки в организацию «Искусство в общественнои пространстве» со своими идеями, описаниями проектов, проработанными бюджетами, чтобы затем эти проекты реализовать в пространстве города для его жителей. Это могут быть скульптуры, стрит-арт, инсталляции, перформансы и многие другие представления. Художник получают возможность реализовать свой проект на конкурсной основе, помогающей отбирать для жителей города лишь самое качественное.

Фото: Эдуард Микрюков / Media Room

— Художник для населения точно такой же работник, который производит какой-то продукт, будь то зубной лекарь или кто другой, — отмечает Маргрете.

В ходе дискуссии поднимались различные вопросы, на которые участники старались найти ответы. Естественно, без абсолютно разных мнений не обошлось, и кто-то в итоге всё равно остался при своём мнении.

Фото: Эдуард Микрюков / Media Room

В Архангельске есть ряд проблем, решение которых поможет ещё больше раскрыть и развить паблик-арт. Если не сидеть на месте, а действовать, то в будущем наш город станет большим художественным пространством, в котором захочется остаться, а не из которого все будут бежать, как мыши с корабля.

Фото: Эдуард Микрюков / Media Room