TERMINAL B: встреча на мосту

Люба Кузовникова о новом арт-центре Баренц-региона

22 сентября состоялось открытие нового выставочного пространства «Девушек на мосту» (подробнее), совмещённого с их офисом – «Терминала Б». Фестиваль Barents Spektakel стал площадкой для инновационных художественных, музыкальных, театральных проектов, в которых принимают участие как российские, так и норвежские коллективы, а также коллективы других стран. Но Pikene på Broen – это не только Barents Spektakel, который случается каждой зимой всего на несколько дней. Это ещё и круглогодичная работа с художниками со всего мира.

Мы приехали в Киркенес и поговорили о новом доме Pikene på Broen с арт-директором группы – Любой Кузовниковой.

- Люба! Расскажи нам – что такое Терминал Б для Девушек на мосту? Для Киркенеса? Для всего нашего региона?

- Терминал Б - это новый арт-центр в Баренцевом регионе для продвижения проектов, созданных на пересечении художественных жанров и практик. Место, где как начинающие, так и опытные художники могут разделить свой интерес к Северу со знатоками искусства, разборчивой местной публикой и гостями Арктики. Это отправная точка для исследования Баренцева пограничья - и для поиска альтернативных решений сложившемуся порядку. Это ворота, через которые проходят отобранные проекты и произведения, обязанные своим рождением Баренцеву региону.

Наше новое творческое пространство располагается в самом центре города. Мы всегда были в центре Киркенеса, но переехав на единственную пешеходную улицу, вдруг оказались ближе к его жителям. Многим было сложно пройти 300 метров и подняться на 2 этаж – в наше старое здание - даже когда мы объявляли Open Office.

Так как собственного выставочного пространства у нас не было, мы выходили со своими проектами навстречу аудитории - в людные места. Мы активно осваивали городское пространство – делали выставки на улицах, площадях, в опустевших магазинах. Работали на природе. Это стало нашим почерком – привнесение искусства в места скопления людей, вынесение его на всеобщее обозрение. Тем не менее, всегда хотелось иметь собственное выставочное пространство – не просто офис, а нечто большее. Терминал Б – не галерея в привычном смысле слова. В галерее выставки сменяют друг друга регулярно, это специально заточенное пространство. Здесь такого не будет – кроме выставок, мы собираемся дать возможность для танцевальных практик здесь, использовать пространство для киносъёмок. Тут будут проходить концерты, различные мероприятия. Процесс создания художественных произведений будет теперь у всех на виду (стена Терминала Б – стеклянная витрина, выходящая на пешеходную улицу).

Надеемся на вовлечение местного сообщества в творческий процесс, его непосредственное участие. А когда выставок или другой творческой активности не будет, то в качестве экспонатов предстанем мы сами. Теперь все увидят, что мы работаем не только в дни фестиваля, но и все 365 дней в году.

- Расскажи подробнее – кто работал над созданием самого Терминала Б?

- У Яна Гуннара Щелдсёй из агентства Stiv Kuling (Стив Кюлинг, норв. «лёгкий бриз») очень интересный подход к архитектуре. Можно вспомнить пешие походы на Рыбачий и Средний, резиденцию в Шойне – всё это было в 2010-2012 годах. Архитектура для него – динамический процесс. Она не просто насаживается на какое-то пространство, а живёт и преображается вместе с местом – в силу климатических изменений или лунных фаз, антропогенных изменений. У Яна давние отношения с нами, он хорошо знает Pikene på Broen. Именно поэтому мы легко доверили ему проектирование нашего нового здания – Терминала Б. Архитекторы из Стив Кюлинг создавали не только дизайн помещения, но и дизайн всей мебели, которую теперь там можно увидеть. Разработало дизайн агентство, а воплотил всё художник по дереву, мебельщик и кораблестроитель с Соловков - Евгений Финогенов. Таким образом первая выставка перекликается с внутренним интерьером Терминала Б – всё это становится общим детищем Стив Кулинг, Pikene på Broen и приглашённых художников.

- Как прошло открытие?

- Открытие состоялось 22 сентября. Одновременно с новым пространством мы представили проект COME HELL OR HIGH WATER, от норвежских архитекторов Яна Гуннара Щелдсёй и Андерса Эйка Пилскуга и французских художников Магали Даньо и Седрика Пиго. Это своего рода совместная выставка двух дуэтов. Мы работаем с Даньо и Пиго с 2010 года - и они совершенно влюбились в Арктику! Многократно бывали у нас на фестивале. Два дуэта познакомились здесь и нашли много точек пересечения в творчестве. На открытии также был представлен перформанс от Магали Даньо и Седрика Пиго.

- Что значит название пространства, кстати?

- «В» в названии нового пространства – это, конечно, Barents. Не так явно, как в названии фестиваля, оставляя свободу интерпретации. Терминал – место промежуточное, временное, место прибытия и убытия. Отправное место для художников из Баренц-региона или путь в знакомство с ним. Своеобразное окно для творчества и художественных исследований, где Девушки на Мосту являются помощниками, проводниками, организаторами. География наших проектов никогда не ограничивалась Норвегией и Россией или Баренц-регионом. Вопросы развития региона и Арктики связаны с судьбой мира в целом – будь то климатические изменения, изменение логистических путей или транспортной инфраструктуры в Арктике. Всё это давно касается не только нас.

- Вы следите за всеми актуальными темами в регионе?

- Конечно. Ничего удивительного нет в том, что этими изменениями интересуются художники со всего мира. Некоторые художники приезжают по нашей инициативе. В то же время, мы получаем множество заявок, предложений – после этого решаем, куда мы включаемся, а куда нет. Арктика – пространство, претерпевающее глобальные изменения, это больше не безмолвная пустота. Мы ждём художников, которые заинтересованы в такой трактовке Севера и хотят поделиться своим видением с художниками других областей и местными жителями. Для нас важно укоренить такую точку зрения в местном сообществе и местном контексте.

- Расскажи немного о первой выставке в Терминале Б?

- COME HELL OR HIGH WATER («ПРОТИВ ТЕЧЕНИЯ») - совместная выставка норвежцев Яна Гуннара Щелдсёй и Андерса Эйка Пилскуга из агентства Стив Кюлинг и французов Магали Даньо и Седрика Пиго.

На выставке представлено 15 арт-объектов. Цель Яна Гуннара и Андерса – переосмыслить жизненно важные и культурные функции естественной среды человека, в то время, как климатические изменения разрушают её ресурсы и ландшафты. Яркий пример – «Дом Измерений» Яна Гуннара. Макет дома на сваях, жизненный цикл которого основан на приливах и отливах – важнейшей системе для приморских территорий и мощной визуализации времени.

Магали Даньо и Седрик Пиго с 2010 года не прекращают создавать в Норвегии новые формы художественного выражения, подвергая сомнению их пористую природу.

Художественный проект «Бесконечные часы» объединяет перформанс, поэзию, фотографию, аудио и видеозаписи.

Центральный экспонат – виниловая пластинка с 30 минутами оригинальной музыки и поэзии. При изготовлении пластинка была спрессована с пеплом нескольких брёвен, привезённых художниками из Германии на Аляску.

Не менее свежо смотрится проект «Глобальный Банк Семенных Фондов», реализованный в технике виртуальной реальности. На выставке зрители могут попасть в виртуальный Банк Семенных Фондов. По мнению художников, банк давно опустошён спонсирующими его корпорациями. В пустых стенах хранилища можно встретить лишь гигантский цветок, хранящий голос последнего человека на планете Земля – и декламирующий стихи. Выставка продлится до 4 ноября.

Следующей будет фотовыставка нашего фестивального документалиста Виктора Франковского из Лондона – открытие состоится 24 ноября. С 12 по 17 ноября - у нас в гостях норвежские художники-«передвижники» с проектом Dance for Food. Следите за новостями аккаунтов Pikene på Broen, у нас всё время что-то происходит.

- Pikene på Broen всем известны по фестивалю Barents Spektakel – а чем ещё занимается группа в Киркенесе?

- Раньше наш офис был просто центром, где рождались идеи. Наши резиденции для художников со всего мира, открытые в 2004 году, не были резиденциями в классическом понимании этого термина. Резиденция для нас мобильна, куда требуется отправиться для создания произведения – туда и двигаемся. Можем поехать в богом забытую Шойну или отправиться на остров Средний, или работать в Пасвике – там, где непосредственно надо реализовывать творческие задумки.

Имеющиеся две квартиры для художников в данном случае не студии, где наши гости творят, а просто место для ночлега. Всё остальное происходит в зависимости от потребностей проекта.

Фестиваль – это вершина айсберга нашей работы здесь. За несколько дней мы показываем результаты работы с художниками, режиссёрами за год, два года или даже несколько лет. На грядущем фестивале вас ждут 3 кинопремьеры - картины режиссёров Кнута Осдама (Норвегия), Алексиса Деступа (Бельгия\Австралия), Вольдемара Йохансона (Латвия). Один из фильмов мы начали ещё в 2010 году – и завершили только сейчас, в сентябре 2017! В среднем, работа над проектом идёт год-два.

- В этом году фестиваль, конечно же, снова состоится?

- Да, 21-25 февраля 2018 года проводим фестиваль. Тему мы стараемся выбирать каждый год наиболее актуальную для региона. В этом году тема на пересечении футбола и политики. Это связано с чемпионатом мира по футболу, который пройдёт в России. Мы взглянём на футбол с разных точек зрения – как на супердемократический культурный феномен, объединяющий все социальные слои; как на мегакапиталистический проект в форме чемпионатов мира; как на миротворческий инструмент; как на политический инструмент.

Будем играть в футбол, в разных его видах и смыслах. Разговаривать о его формах, проявлениях, будущем. Большая часть арт-составляющей также будет посвящена футболу. Кроме, например, тех фильмов, работу над которыми мы только что завершили.

- По поводу сотрудничества с творческой средой Русского Севера у Девушек на Мосту имеются далеко идущие планы, как я понимаю?

- О чём-то ещё рано говорить – это часть программы фестиваля и она держится в секрете. Можете поверить на слово – у нас ведь очень большой опыт позитивного сотрудничества с Россией. Например, в этом году художники-организаторы фестиваля «Тайбола» вместе с норвежскими коллегами построили ледяной зал суда для проекта «Суд Века». На это ушло 190 тонн льда! В итоге проект был номинирован на приз Норвежской Ассоциации Критиков в номинации «Театр» - и выиграл. Отличное получилось сотрудничество!

Также один из новых фильмов, который будет представлен на Barents Spektakel 2018, частично снимался в России – в Мурманске и на Титовке. Речь идёт о новом фильме режиссёра Кнута Осдама. В нём играют две российские актрисы – Алиса Дмитриева и Владислава Миловская. Название фильма пока что держим в секрете.

На прошлом фестивале у нас было две группы художников из России – «Север-7» и «FFF» (они вообще из Белоруссии изначально) – это всё результаты резиденций в Киркенесе. Сейчас ведём переговоры о сотрудничестве с арт-группой «ЗИП» из Краснодара.

Музыкантов всегда много из России приезжает. Великолепные «Звуковые Ландшафты» Петра Айно, удостоенные «Золотой Маски» были на концерте-открытии. Приезжали «Деревянные Киты» из Мурманска, выступали прекрасные «Glintshake» – в том числе Кейт сольно. Примеров множество!

- Спасибо, Люба! Надеюсь, что встретимся на Barents Spektakel 2018!

- Спасибо! Приезжайте на наш фестиваль!


Pikene på Broen 

В приграничном Киркенесе, что находится в Королевстве Норвегия, уже 21 год работает международная группа арт-кураторов «Девушки на мосту» (норв. «Pikene på Broen»).
Начиналось всё это в 1996 году, как низовая инициатива нескольких неравнодушных в судьбе своего города женщин из Киркенеса, названием обязанная серии картин легендарного Мунка. За прошедшие годы группа видоизменилась, профессионализировалась и приобрела мировую известность.
Сегодня Девушки на Мосту напрямую работают с министерствами культуры и иностранных дел Норвегии, являясь авторитетным арт-объединением. Во многом - из-за ежегодного фестиваля Barents Spektakel. 

Фестиваль проходит уже 14 лет - в разные годы на его сцене выступали такие группы, как Нойз МС, Мумий Тролль, Tequillajazz, Ногу свело, Billiy’s Band, Маркшейдер Кунст, Mujuice, Алина Орлова, Ундервуд, Маша и Медведи, Обе Две – и многие норвежские коллективы.


Права на тексты, изображения, видео- и аудиоматериалы принадлежат их авторам и/или редакции. Использование материалов возможно только с разрешения редакции

18+