Эта выставка работает «по принципу голограммы»

Иван Галузин и Андрей Шалёв о проекте

В преддверии открытия передвижной выставки современного искусства «Den røde armés tilbaketrekning / Возвращение Красной Армии / The Withdrawal of the Red Army», мы посетили пресс-конференцию, посвящённую этому событию, и побеседовали с людьми, которые стоят за её проведением. Итак, что мы узнали?

Иван Галузин, куратор и инициатор выставки:

— Добрый день, Иван. Открытие такой выставки является значимым событием для нашего города. Расскажите, почему местом проведения мероприятия в России были выбраны именно Архангельск и Мурманск?

— Прежде всего потому, что я сам из Мурманска. Большое впечатление на меня произвели фронтовые рисунки из Мурманского областного художественного музея, которые и стали концептуальной осью проекта. Для проекта фотореконструкции фронтовых рисунков И. К. Безина и А. В. Шмидта я пригласил к участию художника из Архангельска, Олега Самойлова. Важную роль играет исторический подтекст в выставке. Реконструкция также происходит и на втором плане, мы приблизительно повторяем передвижение Красной Армии с Кольского полуострова в Норвегию и обратно.

— А что подвигло Вас на организацию выставки? Стало источником вдохновения?

— Одной из тем выставки является противопоставление копии и оригинала. В современном мире мы часто имеем дело с копиями и фальсификациями. Большую роль играет интерпретация истории, изменение того, кто и как её пишет. Одновременно с находкой фронтовых рисунков, в Мурманском областном художественном музее проходила выставка репродукций из коллекции Нади Леже, которая произвела на меня большое впечатление. Тогда я задумался над тем, каким образом возможно привезти мировое современное искусство на Север? — Оказалось, что оригиналы работ зачастую являются инструкцией к их воплощению, с помощью которой мы производим работу на месте, как в случае с Гюставом Метцгером. А в случае с картиной Леонарда Рикарда, мы сделали копию. Оригинал находится в музее Осло.

 — В репортаже ВВС, также посвящённому «Den røde armés tilbaketrekning / Возвращение Красной Армии / The Withdrawal of the Red Army», сказано, что эта выставка является не только региональным, но и универсальным опытом. Мы можем себе представить, что одна из основных идей мероприятия — достижение мира и гармонии во всём мире. Какой ещё посыл передаёт ваше творчество?

— Это самый главный вопрос, на который мне довольно трудно ответить. Ответы приходят во время самого процесса. Именно в процессе практики проявляется взаимосвязь объектов: мы создаём одно, а из него рождается история чего-то другого. Сама выставка работает по принципу «голограммы» — говоря об одной работе, можно рассказать обо всех других и о выставке в целом.

— Полностью согласна с вами. Более того, думаю, что посыл и идея выставки сугубо индивидуальны, и каждый, кто придёт на эту выставку, ответит сам себе на этот вопрос.

— Я надеюсь, что зритель, посетив выставку, уйдёт с большим количеством вопросов.

— Вернёмся к истории. События первой половины 20-го века отразились в жизни каждой российской семьи и, как нам кажется, имеют большое значение и в других странах. Делали ли вы упор на взаимосвязь поколений? Вдохновлялись ли личными примерами в своём творчестве?

— Существует феномен вторичного свидетельства. Из личного опыта — мой дед прошёл войну. Ещё один пример — история Йоко Оно. Её работа на выставке — это рассказ, как в годы войны они с маленьким братом выживали в деревне, охваченной голодом. Всё это не может не произвести впечатление.

 — Планируете ли вы продолжать творческий диалог с нашим городом?

— Приглашайте — приедем (смеётся).

Андрей Шалёв, почётный консул Королевства Норвегия в Архангельске.

 — Добрый день, Андрей! Расскажите, пожалуйста, о творческом сотрудничестве России и Норвегии.

— Здравствуйте. На этой выставке я представляю сразу две стороны: являюсь директором представительства норвежского Баренцева Секретариата в России и Почётным консулом Норвегии в Архангельске. Поэтому могу с уверенностью сказать, что эта выставка очень важна для наших народов. Мы были рады профинансировать подобный проект. В современной политике есть множество недопонимания и разногласий, но есть то, что всегда объединяет наши страны — и это общее историческое прошлое.

Два года назад отмечали юбилей освободительных походов Красной Армии. Особое внимание уделялось Петсамо-Киркенесской операции, которая проводилась осенью 1944 года. В честь этого события организовывались молодёжные студенческие экспедиции, была издана книга, а в прошлом году в Норвегии открылся памятник в память о подвиге советских солдат.

— Как вы думаете, будет ли в будущем активно развиваться культурное сотрудничество нашего города с Норвегией?

— Да, конечно. Ведь культура — это единственная сфера, не подверженная санкциям. У наших стран развито общее культурное пространство, в других сферах наладить такой контакт намного сложнее.

На эту осень в Архангельске богатая культурная афиша. В сентябре будет проходить музыкальный фестиваль UrbandCamp, а также Arctic Art Forum. В октябре в музее ИЗО организуется масштабная выставка современного норвежского искусства.

— В Архангельске тема Норвегии очень популярна. Проводятся постоянные художественные мероприятия, студенческие обмены. А знаменит ли в Норвегии Архангельск?

— Конечно, взаимодействие с Норвегией уже является частью региональной идентичности. Связь поморов с норвежцами как будто закреплена в генетическом коде обоих народов. Я 20 лет работаю с норвежцами и могу с уверенностью сказать, что они очень любят Архангельск. С нашего города началось открытие современной европейской России для жителей Норвегии. Архангельск — город, положивший начало знакомству Норвегии с Русским Севером. Особенно для тех норвежских городов, которые издавна сотрудничали с Архангельском, в частности — Тромсе.

— А кто из норвежцев проявляет больший интерес к Архангельску: старшее поколение, опирающееся на многолетнее сотрудничество, или молодёжь?

— Сильнее интерес проявляется у старшего поколения, конечно. Они отлично помнят события общей истории. Пенсионеры с заботой ухаживают за поморскими могилами. Но, тем не менее, нет острого разрыва между поколениями. Молодёжь проявляет далеко не меньший интерес, участвуя в студенческих обменах, посещая выставки. То же и в Архангельске: город хранит много памятников норвежского присутствия.