История, понятная без слов

Новый взгляд на немое кино — фильм-концерт «Varieté»

Восстановленную немую ленту «Varieté» режиссёра Эвальда Анре Дюпона, снятую в 1925, представили в 6 российских городах. Более того, сеанс сопровождался живой музыкой в исполнении российско-норвежского квартета. О том, как прошёл единственный показ в Архангельске — в нашем материале.

Самая известная работа одного из пионеров немецкого кино, режиссёра Эвальда Анре Дюпона, обрела вторую жизнь и уникальное звучание. Сюжет картины рассказывает нам о трагической любви воздушного гимнаста Штефана Гуллера и экзотической красавицы-танцовщицы, с которой они выступают в одном бродячем цирке. Для выполнения невероятно популярного акробатического номера артист объединяется с известным акробатом, Артинелли. Однако возлюбленная главного героя открыто изменяет ему с Артинелли, за что Штефан, после исполнения этого номера, его убивает и сдаётся полиции. Лента несёт не только эстетическое удовольствие, но и напоминает нам о главных семейных ценностях — в середине фильма на экране появляется фраза: «Помните о своей жене и детях». Действительно, именно нелюбимая жена и сын главного героя любят и ждут главу семьи из тюремного заключения.

Созданное музыкальное сопровождение точно отражает сюжетные повороты и эмоции героев, помогает рассказать историю без слов и делает её такой понятной и чувственной. Мелодия органична — создаётся впечатление, что она была написана в одно время с фильмом. Тем не менее, картинка на экране и музыка создавались в совершенно разные эпохи.

Под впечатлением от фильма-концерта, мы поговорили с Игорем Шайтановым, продюсером Tromsø International Film Festival — именно они привезли в Архангельск «Варьете».

— Как вы пришли к такой концепции показа немых фильмов?

— В Тромсе нашей штаб-квартирой является самый старый действующий кинотеатр северной Европы. Он был построен ещё в эпоху немого кино — больше 100 лет назад, и поэтому нам показалось логичным связать свою деятельность именно с этим видом искусства. Для нас немое кино — это не только картинка на экране, но и живая музыка, акустика.

— До окончания вашего тура остался всего лишь один город и один концерт (последний показ фильма состоялся 11 сентября в Москве — прим.). Какие впечатления оставил проект?

— Мы уже не в первый раз ездим с подобным туром. В этом году у нас очень плотный график. За восемь дней мы играем семь концертов — и это действительно очень тяжело. Но, тем не менее, мы очень довольны. Музыканты много импровизируют, и каждый концерт звучит по-новому. Естественно, в каких-то городах зрители лучше ходят, в других — хуже, этот вопрос долго можно анализировать. Но здесь мы играли и чувствовали реакцию публики, и она нас очень порадовала.

Анастасия Сметанина / Брусника

Норвежские музыканты после концерта

— А как в целом публика принимает такой вид искусства?

— Мне кажется, что это такая вещь, к которой нужно прикоснуться лишь один раз. И потом, если ты прочувствовал и понял — ты «втягиваешься», и сам начнёшь искать разные её проявления.

Анастасия Сметанина / Брусника

Мы точно «втянулись» и пообщались с Александром Перковым, архангельским режиссёром и представителем Tromsø International Film Festival в нашем городе.

— Какие новые проекты ждут архангелогородцев?

— Сейчас мы ведём переговоры о том, чтобы в январские праздники, когда у нас в городе проходит множество культурных мероприятий, провести под эгидой фестиваля подобный концерт. Но на этот раз мы планируем пригласить музыкантов из Архангельска — в этом году они уже побывали в городе Тромсе и пробовали записывать музыку к короткометражным фильмам. Нам очень нужна поддержка, потому что это будет удалённый пред-старт. Мы начнём мероприятие за неделю до фестиваля в Тромсе и надеемся, что в будущем он тоже станет международным. У нас также появится возможность пригласить норвежского музыканта, и мы постараемся, чтобы показ фильма посетил директор TIFF, Матра Отте.